Удобная мебель. С уютной техникой.

31Кухни наших дней переживают бурное время технических экспансий: мы наблюдаем активное вторжение техники в наш быт, в наше личное пространство. Но почему вторжение? Техника возвращает пространство, которое принадлежит ей по праву наследования собственности, происходящее от древнего домашнего очага — огня. Так что, это не вторжение, а освобождение места от ненужных вещей для создания действительного уюта. Или, как говорят испанцы, реконкиста!

Современный интерьер, так же как и современная история, имеет к себе два возможных подхода: фрагментарный, когда события и предметы трактуются относительно самостоятельно и не связываются друг с другом в последовательности; и поточный, при котором эти же явления рассматриваются как единый поток, и при этом делается особый акцент не на сами факты, а на временные и пространственные взаимосвязи между ними.

ARCA SALONE. Обратите внимание на эти новые винные шкафы! Они не просто дополняют узорчатую мебель, они создают новую эстетику - эстетику технологичной эры!

ARCA SALONE.
Обратите внимание на эти новые винные шкафы!
Они не просто дополняют узорчатую мебель, они создают новую эстетику — эстетику технологичной эры!

Похоже, в наше время обмен информацией становится более важным моментом, чем сама информация, сам образ или сам элемент. Есть, правда, и третий путь, который интерпретаторы попытались придать всемирной истории Буркхардта, выстраивая его фрагментарные оценки в определенной последовательности, что придает им неизбежную связь.

Похоже, подобные мнения бытуют и на современной кухне, где происходит незримое, но и несмолкающее соперничество мебели и техники. Попытки рассматривать бытовую технику на кухне без тесной взаимосвязи с мебелью, как это было, например, во времена, когда в моде еще были отдельно стоящие технические приборы, называемые солотехникой, в практическом 
плане оказываются малоперспективными. Мы не станем выяснять всех причин этого эволюционирования, выделим лишь один аспект, значимый для нашего контекста. Дело в том, что высокий темп технического прогресса делает саму технику быстро устаревающим объектом. И теперь на кухнях, где еще можно встретить задержавшиеся образцы не встраиваемой техники, чувствуется присутствие явного анахронизма с проржавевшими чертами индустриальной романтики, от которых сегодня испытываешь постоянно скрываемую стыдливость, как от своего недостойного, но наивного поступка, вызывавшего в свое время восторг души и откровенность восхищения. Так стыдишься только того, во что безгранично верил, что бесконечно любил, и что потом не оправдало твои надежды. Может быть, в этом, откопанном в тайнике души чувстве и есть известная доля преувеличения, но она, тем не  

менее, характеризует очень важную современную тенденцию потребительского психологизма, не желающего связывать свои удобства пребывания на кухне исключительно зависимыми от причин функционирования. 

NOLTE. Современная техника встраивается на кухне по особым правилам. Современная техника встраивается на кухне по особым правилам. Конечно, можно    сначала выбирать и технику, а потом обрамлять ее мебелью. Но логичнее, все-таки сегодня сначала иметь дело с мебелью, а потом уже подбирать к ней технику.

NOLTE. Современная техника встраивается на кухне по особым правилам. Современная техника встраивается на кухне по особым правилам. Конечно, можно сначала выбирать и технику, а потом обрамлять ее мебелью. Но логичнее, все-таки сегодня сначала иметь дело с мебелью, а потом уже подбирать к ней технику.

 
 
ПОГРУЖЕНИЕ С АКВАЛАНГОМ
Любопытство берет верх, как только мы начинаем совершать челночные экскурсы во внутреннюю часть функционирующих приборов, переполненную смыслом, и, нагрузившись этим смыслом, мы возвращаемся обратно, наверх, на поверхность воды, то есть на внешнюю сторону, будто дайверы-археологи после очередного погружения с грузом новоявленных артефактов.
Проблема техники как формы не в оригинальности, а в узнаваемости. Продолжая сравнения с дайвингом, можно сказать, мы должны точно представлять, что нас ждет на известной глубине у Черных камней, а что у Белой скалы.Техника обозначает свой смысл узнаваемой формой. Именно благодаря такому обозначающему знаку мы и понимаем смысл функционирования. Холодильник имеет такую-то форму, микроволновка — такую-то. Варианты возможны, но только в пределах узнаваемости форм. Формы техники, с одной стороны, жестко 
обусловлены ее функциональной направленностью, а с другой — эстетической согласованностью со стилистикой мебели. Рассмотрим для начала причинно-следственную связь формы и функции.33
В своих логических исследованиях по феноменологии и теории познания Эдмунд Гуссерль достаточно подробно описывает этот процесс извлечения смысла из глубин содержания посредством так называемой ассоциации идей.
И придание этому смыслу в конечном счете указывающего наименования. Суть этой ассоциативности заключается в том, что при встрече с неизвестными проявлениями содержания на дайвинговых глубинах сознание включает психологический механизм метафор и сравнений, с помощью которых и прикрепляет к своим обобщенным логическим конструкциям новые содержательные особенности предмета, которые можно назвать признаками. И дальше, подцепив этот признак и поместив его в сетку сознания, словно пойманного лобстера, ныряльщик с аквалангом должен вынырнуть на поверхность воды. Добытый им «молюск» можно понимать как извещение до тех пор, пока аквалангист доставляет его из глубин. Но уже на поверхности воды извещение должно приобрести суть обозначения, а затем и наименования, без чего невозможна обязательность повторения подобных действий для дальнейшего исследования и расширения функциональной сущности интересующего нас прибора.34
Зачем, спросите, мы в таких подробностях трактуем каузальную логику специальной теории познания, связанной с феноменологией? Дело в том, что все эти процессы извлечения смысла из глубин содержания мы рассматриваем исключительно на примерах технических приборов. И извлечение смысла в технике равнозначно извлечению функции. И все последующие действия, как-то: означения и наименования, находящие свои выражения в конкретных формах приборов, проистекают из функциональной предназначенности исследуемых технических устройств.

Получается, что в технических приборах мы имеем дело с жесткой обусловленностью форм этих устройств их функциональностью. Причем такой обусловленностью, что обсуждать форму бытовых приборов, пусть даже самую красивую и необычную, без ее коррекции с функциями просто не имеет смысла. Поэтому эстетизация бытовой техники, если не придавать этому слишком поверхностного значения, всегда будет носить характер функциональной ограниченности. Потому что перед нами отнюдь не чистый холст, на котором художник в свободном парении воображения может изобразить любую картину. Перед нами устройство абсолютно конкретного предназначения.

SMEG. Новый варочный центр в викторианском стиле в непривычных цветах: серебристом, голубом, розовом и бордо. Новые цвета вдохнули новую жизнь в ушедшую эпоху и сделали технический прибор уникальным предметом интерьера.

SMEG. Новый варочный центр в викторианском стиле в непривычных цветах: серебристом, голубом, розовом и бордо. Новые цвета вдохнули новую жизнь в ушедшую эпоху и сделали технический прибор уникальным предметом интерьера.

Поэтому его внешний вид, как знак в лингвистике, должен также выражать и указывать продекларированную сущность механизма. Иначе нельзя, иначе невозможно будет узнавание, либо это узнавание окажется слишком закодированным для бытовой эксплуатации. Такой умозрительный дайвинг дает нам возможность увидеть принципиальное различие между мебелью и техникой в плане появления эстетических особенностей их внешнего вида, а именно — свободного и детерминированного.

 
АССОЦИАЦИИ И АНАЛОГИИ
Минувшим летом компания SMEG представила свой варочный центр Victoria TR4110 в новых цветах: серебристом, голубом, розовом и бордо.
И специалисты компании утверждают: «В каком бы цветовом решении ни была ваша кухня, варочный центр в викторианском стиле обязательно найдет свое место». Варочный центр в данном представлении — это, прежде всего, уникальный предмет интерьера. Он создан под влиянием викторианской эпохи, а новые цвета вдохнули новую жизнь и сделали дизайн неподвластным времени. Это произведение искусства включает в себя два больших электрических мульти-функциональных духовых шкафа, каждый из которых оснащен грилем и функцией «пицца», варочную панель из 7 газовых горелок, среди которых одна для ультрабыстрого приготовления пищи, и удобный шкафчик для посуды. Оценят варочный центр и любители азиатских блюд — специальная насадка-гриль Teppan Yaki и чугунная решетка WOK легко разместятся на варочной поверхности. Так что с предлагаемой новинкой вы сможете поразить семью не только как шефповар, но и раскрыться как дизайнер, выбирая для кухни соответствующие цвета.
36Итальянской компании SMEG, производящей бытовую технику для кухни, не впервые эпатировать потребителей своими эстетическими экзерсисами, которые почему-то вопреки всякой логике обязательно предшествуют представлениям технологических новшеств. 
Возможно, в некотором смысле — это просто маркетинговый ход, который позволяет этой продукции и выделиться среди других устройств такого же функционального класса. Но, с другой стороны, такой ход — это и определенный подход к современной технике. Ведь в наши дни техника не сама по себе. Она работает и представляется в комплексе с мебелью. Поэтому не удивительно, что мебель, находясь бок о бок с техникой, становится более функциональной, а техника, гармонично встраиваясь в мебель для удобства пользования, стремится приобрести более привлекательный внешний вид как в анфас, так и в профиль. И это естественно для моды нынешних кухонных интеграций.
Кухонную технику Gorenje Classico тоже отличает подчеркнутое внимание к дизайну с соблюдением эстетических канонов, признанных во все времена. Тщательно подбирая материалы, плавные линии и привлекательные рельефы, воссоздают черты художественных стилей прошедших веков. Благодаря современным материалам, которые скрывают передовые технологии, эта техника замечательно смотрится как на современной, так и на классической кухне.
GORENJE. Благодаря современным материалам, скрывающим передовые технологии, эта техника с подчернутым вниманием к дизайну замечательно смотрится как на современной, так и на классической кухне. Вы получаете бесконечное удовольствие от процесса приготовления с помощью такой техники цвета слоновой кости или матового черного - по вашему выбору.

GORENJE. Благодаря современным материалам, скрывающим передовые технологии, эта техника с подчернутым вниманием к дизайну замечательно смотрится как на современной, так и на классической кухне. Вы получаете бесконечное удовольствие от процесса приготовления с помощью такой техники цвета слоновой кости или матового черного — по вашему выбору.

Новая коллекция кухонной техники Gorenje Classico состоит из кухонных аппаратов единого дизайна: духовка, варочные панели различного типа, отдельно стоящие плиты шириной 50 или 60 см и вытяжки с характерными элементами декора — ручки, кнопки с электронным аналоговым программатором в классическом стиле.38 Вы получите бесконечное удовольствие от процесса приготовления с помощью такой креативной техники цвета слоновой кости или матового черного — по вашему выбору. Кстати, идея линейки кухонной техники в едином дизайне — уже успешно опробованная идея. Несколько лет назад ее реализовал в своей технической коллекции для GORENJE всемирно известный дизайнер Карим Рашид. Коллекция той техники и по сей день вызывает потребительский интерес. Но жизнь не стоит на месте и требует новых решений.
Кухонная техника Classico сочетает в себе ностальгию по прошлому и современность, эстетику классики и модернизма. Новейшие технологии обеспечивают простоту в использовании, функциональность для создания кулинарных шедевров в теплой обстановке домашней кухни. Это прекрасный выбор для тех, кому сложно отдать предпочтение современному или классическому стилю с ярко выраженной индивидуальностью.
Динамичный дизайн духовых шкафов этой коллекции дополнен элементами в классическом стиле. Плавные линии внешнего декора повторяются в форме самой духовки, рельеф и форма дверцы напоминают старинную дровяную печь. Привлекательный внешний вид гармонично завершают характерные ручки переключателей, ручка духовки бронзового цвета и электронный аналоговый программатор в классическом стиле. Духовой шкаф оснащен передовой технологией приготовления HomeMADE и отличается высокой энергоэффективностью. Дверца духовки имеет двойное застекление с теплоотражающим защитным покрытием, поэтому к ней можно прикасаться, не опасаясь ожогов.

39

Эстетически совершенные и варочные панели коллекции Classico, создающие атмосферу современной классики, также превратят этот ежедневный процесс в неповторимое кулинарное действо. Широкий ассортимент высококачественных газовых и стеклокерамических варочных панелей в привлекательном дизайне позволит вам выбрать нужную модель с учетом ваших привычек и пожеланий. Газовая варочная панель покорит вас особым ромбовидным расположением конфорок, которое обеспечивает удобный обзор и контроль за приготовлением, и оригинальной чугунной решеткой. Любителей азиатской кухни порадует горелка вок с тремя контурами пламени, которая обеспечивает исключительную энергоэффективность. Еще один стилистический элемент — ручки в стиле ретро, напоминающие своих предшественников — старые керамические переключатели, однако очень удобные в управлении. Общий облик стеклокерамической варочной панели завершает классическая рамка гармонирующего цвета.
Варочные панели и духовые шкафы представлены не только как отдельные приборы коллекции, но и в привычном сочетании — в виде классических плит, как газовых, так и электрических, с технологией hi-light, шириной 50 или 60 см. Хотя такую классическую плиту и нельзя причислить к чистой встройке, поскольку она продолжает сохранять в себе элементы самостоятельной сольносги, тем не менее этот прибор тоже эффектно сочетается с мебелью, придавая кухне атмосферу и аромат давно ушедших времен.
А центральным элементом дизайна становится вытяжка Classico с плавными линиями и декором бронзового цвета. Сочетаясь с остальными аппаратами коллекции, она гармонично завершает оформление кухонного пространства и, помимо красивого дизайна и благородных материалов, отличается тихой и эффективной работой. При минимальной мощности 750 м3/ч, вытяжка эффективно очищает от загрязнений, запахов и частичек жира помещение площадью до 35 м2
 
ИНТЕГРАЦИЯ АРТЕФАКТОВ
Было бы неправдоподобно легко упрощать взаимосвязь мебели и техники как 
взаимозависимость формы и функции. Можно даже сказать больше, что технология в данном случае играет роль мимесиса — творческого начала, не давая кухне быть обыденной вещью, присутствующей мебелью, ибо именно техника несет в себе импульс чуда «расколдовывания мира». На современной кухне мы не монтируем целое из частей, так что речь здесь не может идти о примитивном монтаже. И если рассматривать встраивание техники в кухонную мебель шире, как интеграцию, то мы имеем дело тут как раз с иррациональным вдохновением, с магией движения, пусть и с расчетом встроенную в сущность вещи, что, собственно, изменяет эту сущность, придавая ей черты функционального искусства.

SIEMENS. Дверца softClose духовых шкафов новой серии бытовой техники Studioline закрывается плавно и тихо. Для реализации этой приятной функции за основу был взят принцип работы плавно закрывающихся кухонных шкафчиков. Новая система амортизирует ход дверцы.

SIEMENS. Дверца softClose духовых шкафов новой серии бытовой техники Studioline закрывается плавно и тихо. Для реализации этой приятной функции за основу был взят принцип работы плавно закрывающихся кухонных шкафчиков. Новая система амортизирует ход дверцы.

И пусть нас не путает эстетическая преднамеренность создаваемой конструкции. Поскольку мы хотим создать с помощью материально-вещной причинности уют домашнего очага, мы должны признать, что только в рамках абсолютной рациональности нам не удастся достичь такого уюта. Потому что уют как состояние души — это не просветительство, и он всегда прибегает к внехудожественной логике, с одной стороны, а с другой — пользуется не детерминированными средствами. Уют нельзя просчитать как эргономичное расположение кухонной мебели.41
Кстати, именно кухонная мебель сегодня пытается взять на себя функции современного комфорта. Дальнейшая эстетизация бытовой техники — как раз пример из серии таких притязаний. Но, не умаляя заслуг мебели в плане создания дополнительных удобств, мы все-таки рискнем предположить, что действительный уют на кухне продиктован ее первопричиной — огнем, так же как в ванной комнате уют создается не столько формами ванны или раковины, сколько струей самой воды. И то, что мы причисляем к безликой технологии, в принципе не имеющей визуального образа для представления, и есть как раз способом управления огнем, который, в конечном счете, дает нам не только удобство, но и уют. И хотя удобство с уютом очень часто путают на обывательском уровне, особенно если их пытаются совместить на основе рациональных объяснений, мы должны признать ключевую несовместимость этих понятий. Удобство в том, что вы эксплуатируете возможности огня, а уют в том, что вы имеете возможность пребывать подле огня. В плане приготовления еды огонь сделает все сам. Надо лишь правильно формулировать свои желания, тактично управляя огнем. Дверца softClose духовых шкафов новой серии бытовой техники Studioline, которая была предложена год назад брендом SIEMENS, закрывается плавно и тихо. Для реализации этой приятной функции за основу был взят принцип работы высококачественных плавно закрывающихся кухонных шкафчиков, который инженеры перенесли на механизм дверцы нового духового шкафа. Новая система амортизирует ход дверцы, так что она движется плавно и закрывается практически бесшумно. 42Еще одно новшество, повышающее комфорт использования приборов этой серии,- выдвижные телескопические направляющие на трех уровнях с полным выдвижением. Так вот, когда мы описываем плавные и бесшумные достоинства приборов этой серии, как статических систем, тем более прибегая к прямому сравнению с мебельными механизмами, мы как раз говорим об удобстве. Но как только эта технология адаптируется к бытовой технике, к способности управлять огнем при непосредственном контакте с ним, мы оказываемся на совершенно ином уровне, более высоком, чем обычное удобство,- на уровне уюта. Надо также заметить, что само слово «уют», обозначающее особое состояние души, лишь декларирует это состояние, но никак не передает его сущности. Уют надо чувствовать непосредственно, а не рассказывать о нем со слов заинтересованного наблюдателя. И новые технологии управления огнем, когда мы соприкасаемся с ними в действии, как раз и дают нам прочувствовать тот самый трудноуловимый и необъяснимый в логике настрой души.
 
HANSA. Классически выдержанные пропорции придают духовому шкафу легкий утонченный вид.

HANSA. Классически выдержанные пропорции придают духовому шкафу легкий утонченный вид.

Другим примером, произвольно выбранным из потока текущих технических новшеств, который бы усилил наши представления о современном кухонном уюте, происходящем именно от функций, но не от форм, может служить серия новых духовых шкафов Zen от компании HANSA. Мы не случайно берем во второй раз в качестве утверждающего примера именно духовой шкаф как функцию в себе и для себя, которая не позволяет, как варочная панель или пароварка, акцентировать внимание на своем внешнем виде, а отсылает наш интерес именно к функционированию. Так вот, концепция Zen строится на контрасте с подавляющей технологичностью современного мира. Никакой цветовой иллюминации и лишних звуков, только простота и аскетичность формы. Классически выдержанные пропорции, аккуратность линий и необычное матовое, словно воздушное, стекло придают духовому шкафу легкий утонченный вид, что создает атмосферу умиротворенной простоты и спокойствия, которую можно прочувствовать, например, сидя у растопленного камина.

44Производители этой новинки позаботились также и о том, чтобы каждый потребитель мог внести собственный индивидуальный штрих в экстерьер духового шкафа, и дали возможность на свой вкус подобрать ручку из различных пород: черного дерева, березы, дуба или натурального дерева, которое можно покрасить в любой желаемый цвет. Хотим обратить внимание, что в данном случае мы говорим не столько об эстетических достоинствах прибора, сколько о личностном восприятии, особенностях тактильных ощущений, что, собственно, и является предпосылкой, а может быть, и следствием самого уюта. Тем более что аскетичная на вид техника блещет своей функциональностью: 10 режимов готовки, включая конвекцию, быстрый нагрев, охлаждение дверей и систему очистки Aqualytic.
 
ТАНЦУЕМ ОТ ПЕЧКИ
Мы должны говорить о закономерностях перехода от кухни мебельной, презентационной к кухне технологичной, функциональной как о свершившемся факте перехода от варварства к цивилизации в плане накопленных удобств, предваряющих уют.45
Существует определенная очевидность того, что дальнейшая эстетизация кухни без принципиальных технологических новшеств — это ни что иное как вдавливание в пол педали акселератора на холостом ходу. Мотор будет работать на полную мощность, но движение при этом не начнется.
Может быть, неопытный в таких делах потребитель и выбирает для себя сначала кухонную мебель, а потом встраивает в нее предлагаемую технику. Но знающий свое дело дизайнер или менеджер, торгующий кухнями, напротив, естественно, учитывая пожелания заказчика, очень осторожно и тактично начнет танцевать от печки. Мы уже не берем в расчет систему 
коммуникаций, к которой подключается бытовая техника и которую желательно сохранить в запланированном виде. Но прежде, чем предлагать заказчику готовые решения кухни, обязательно надо выяснить основные параметры бытовой техники. В частности, каким холодильником будет оборудована кухня. И если это огромный отдельно стоящий Side-by-Side, то и корректировать кухонную мебель надо исходя из его размеров. Техника, если она выбирается как желание, а не как необходимость, может сильно изменить облик кухонного гарнитура, сделав модель практически неузнаваемой в сравнении с изначальным образцом.
Мы вовсе не настаиваем на том, что современную кухню надо начинать выбирать именно с техники, а не с мебели. Тут кому как удобнее. Просто не надо забывать, что мебель отдаляет человека от огня, а техника, наоборот, к нему приближает, превращая удобство в уют.
Материал подготовлен по статьям журнала
“Кухни и ванные комнаты”

Добавить комментарий